ru / en / de
20.01.2016

Эксперты обсудили результаты проведенных исследований профессиональной среды для молодых кадров и вопросы комплексной профподготовки молодежи

В рамках молодежной программы Гайдаровского форума 15 января 2016 года состоялась экспертная дискуссия «Россия ищет таланты: создаем конкурентоспособность будущего сегодня», организованная Группой компаний АКИГ. Участниками мероприятия стали  представители ведущих компаний, органов государственной власти и сферы образования, а также финалисты Молодежной кадровой платформы «Устойчивое будущее России» – 2015. Модераторами выступили член Правления ГК АКИГ, управляющий директор МКП «Устойчивое будущее России» Алексей Шипов и проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин.

В ходе дискуссии были озвучены итоги собственного исследования ГК АКИГ, проведенного в 2015 году среди лидирующих работодателей и вузов страны, а также студентов и молодых специалистов. В опросе приняли участие более 40 крупнейших российских компаний, более 20 ведущих вузов и более 500 представителей молодежи из 47 регионов России.

«Сегодня мы представляем результаты исследования, которое проводили в конце прошлого года. Обработка данных еще продолжается и, несомненно, мы и дальше будем доводить наши выводы до сведения общественности. Формат сегодняшнего мероприятия – живой диалог: больше мнений и дискуссий, меньше докладов и отчетов», – открыл обсуждение Алексей Шипов.

Молодежный рынок труда: нехватка кадров или рабочих мест?

Первый вопрос на повестке – роль и место молодежи на рынке труда. Согласно данным исследования, с точки зрения многих работодателей ощущается нехватка молодых кадров, таким образом молодежный рынок труда – это рынок соискателя, который имеет возможность выбирать работодателя и условия трудоустройства. Результаты опроса молодежи тем не менее показывают, что многие молодые специалисты не могут найти работу в течение 3 месяцев и более. Да и данные, полученные от ведущих вузов, показали, что более 75% выпускников устраиваются в первый год выпуска, при этом преобладающее большинство устраивается по специальности. 

По мнению советника генерального директора АО «Техснабэкспорт» Елены Воскресенской, такой результат обоснован еще и тем, что молодежь идет зачастую в крупные промышленные компании. «Например, «Росатом» занимает первые строчки в рейтинге работодателей, и мест для всех представителей молодежи не хватает, поэтому образуется разрыв – представители других отраслей не видят молодежи у себя, в то время как крупные известные компании оказываются переполнены кандидатами», – объяснила эксперт.

Курс на развитие социальных и личностных компетенций

Следующий аспект исследования касается набора компетенций, необходимых для успешного трудоустройства соискателя, с точки зрения работодателей, вузов и молодежи. Опрос показал, что первое место, по мнению работодателей, занимает работа в команде. Интересно, что три топовые компетенции, которые должны присутствовать у соискателя, не связаны с профессиональными качествами. Немного другое мнение у вузов и самой молодежи – самыми важными для успешного трудоустройства они считают профессиональные знания и навыки. 

«Когда мы выстраиваем свою систему отбора, мы ориентируемся в большей степени на индикаторы, которые предсказывают потенциал, нежели оценивают текущий уровень развития навыков. Кроме того, одним из ключевых критериев, который мы вложили в систему оценки и отбора выпускников, стала осознанность выбора профессии», – поделилась вице-президент по персоналу Unilever Надежда Рябова.

По мнению управляющего партнера компании EY в России Александра Ивлева, важно, что большое внимание стали уделять развитию знаний, необходимых для работы в бизнесе. «Когда я пришел на работу в бизнес, понял, что мне не хватает определенных навыков, которым нас не учили в институте, так называемые soft skills. Качества,  позволяющие человеку эффективно работать в команде, экспериментировать, нести ответственность за принимаемые решения и прочее. И мне очень приятно, что сегодня программы в вузах, качество образования и стиль работы с молодежью очень сильно изменились», – подчеркнул Александр Ивлев.

Продолжая тему востребованных компетенций, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что новые реалии требуют изменения подхода к образованию и развитию социальных и профессиональных навыков. «Разница в подходе существенная: вчерашний коллектив – это мастер и бригада, которая выполняет поручения, сегодняшняя команда – это индивидуальности, которые дополняют друг друга, лидеры, объединяющие усилия для достижения общей цели», – пояснил заместитель министра. Он также добавил, что одним из лучших механизмов комплексного развития компетенций, которые сформировались за последнее время, является Молодежная кадровая платформа «Устойчивое будущее России».

Стажировки и практики как мост от вуза к успешному трудоустройству

Вопрос сотрудничества работодателей и вузов стал одним из важных направлений дискуссии. Какие успешные практики взаимодействия существуют сегодня? Что нужно студентам и выпускникам вузов для успешного трудоустройства? Работодатели отдают преимущество тем молодым кандидатам, которые имеют хоть какой-то практический опыт работы на реальных предприятиях. Это хорошо понимают и вузы, и молодежь. 

«Работодатели действительно сегодня смотрят, были ли у кандидата стажировки, так как это показатель того, что студент не только успевал учиться, но и получил хоть небольшой, но трудовой опыт», – сообщила Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом Ancor.

Надежда Рябова отметила важность участия в диалоге бизнеса и вузов органов власти: «У нас есть много знаний и опыта работы с вузами по подготовке специалистов, которыми мы готовы делиться с малым и средним бизнесом. Нам также важно участие государства в этом диалоге, мы уверены, что задачу развития молодежи нужно решать втроем – бизнесу, власти и образовательной сфере».

Об опыте кооперации с бизнесом рассказал Леонид Брагин, первый проректор РЭУ им. Г. В. Плеханова:«В отношении студентов у нас есть практика трудоустройства на базе вуза в рамках совместных программ с бизнес-компаниями. Это позволяет избежать сильного отрыва студентов от образовательного процесса». 

Даниил Сандлер, проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, поддержал диалог: «Университеты сами не дают профобразования, они дают его в содружестве с работодателем. Это уже зафиксировано стандартами. И оценивать его нужно также в содружестве с работодателями». 

Представлением о том, как выглядит взаимодействие вузов и бизнеса в быстро развивающейся и перспективной сфере IT, поделился Директор Университетского Альянса SAP в России и СНГ Игорь Белоусов: «В SAP большой набор предложений начинается со школы, мы школьникам рассказываем о новых форматах, об индустрии 4.0. Для студентов мы сделали специальную программу, мы их называем «цифровые песочницы» - это практика, в течение которой студенты делают реальные проекты для компаний. В распоряжении студентов современные технологии - трехмерные принтеры  прочее. Сейчас мы хотим такие вещи делать на базе университетов».

Свое мнение о сотрудничестве вузов и работодателей высказал Сергей Гиль, начальник Управления образования и инноваций Центросоюза РФ:«Параметры оценки и модели компетенций сегодня сформировались, но проблема заключается в другом: задачи развития у работодателей и вузов не совпадают. Когда мы об этом говорим, мне кажется, важно дифференцировать позицию кадрового притока для устоявшихся должностей и позицию взаимодействия вузов и работодателей, основанную на личной заинтересованности в привлечении молодежи либо на уровне медленной стыковки по стандартам образования».

Последним вопросом повестки стало обсуждение лучших практик привлечения и удержания молодых талантов. Согласно опросу бизнеса и вузов главным каналом привлечения молодежи являются традиционные дни карьеры, однако молодые соискатели не разделяют эту позицию. Касательно инструментов удержания молодых специалистов мнения респондентов также разошлись. Работодатели на первые места поставили такие факторы как возможности карьерного и горизонтального роста, профессиональную поддержку. Вузы же солидарны с молодежью: главный фактор – финансовая мотивация.

«Говоря о факторах удержания на госслужбе, ее привлекательность определяется, прежде всего, стабильностью. А с учетом кризисной ситуации можно прогнозировать, что в сфере госуправления люди будут стараться оставаться в зоне стабильности», – отметил Дмитрий Буташин. 

Свою точку зрения на отличие мотивационных факторов в бизнесе и госсекторе высказал директор Департамента стратегического развития Минэкономразвития РФ Вячеслав Федорищев: «В системе госуправления наиболее важны социальная ориентация и эмоциональность. Это должны быть люди, для которых зарплаты не имеют первостепенного значения, которые готовы жертвовать своим временем для профессионального роста».

Таким образом, экспертная дискуссия ярко продемонстрировала существование определенного разрыва между взглядами на трудоустройство молодежи у работодателей и вузов и выявила ряд вопросов, которые требуют комплексного обсуждения обеих сторон. По итогам мероприятия участники выразили готовность к продолжению диалога для формирования максимально качественной подготовки молодежи и ее интеграции на рынок труда.