ru / en / de
03.07.2014

ЭСКАТО ООН: безопасность гидросооружений

С 30 июня по 2 июля в Москве прошел семинар-тренинг Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН по обеспечению безопасности малых гидротехнических сооружений для стран Центральной Азии. Мероприятие организовано ЭСКАТО ООН при поддержке МИД РФ, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Организационную поддержку оказала Группа компаний АКИГ.

Основная цель мероприятия – разработка единых подходов к оценке безопасности низконапорных гидроузлов IV класса, обмен субрегиональным передовым опытом и практикой в этой области в странах региона: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и России, а также разработка рекомендаций для дальнейшего развития сотрудничества в сфере управления водными ресурсами в регионе.

Открывая семинар, руководитель субрегионального отделения ЭСКАТО ООН для Северной и Центральной Азии Николай Помощников отметил важность обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в регионе. «Проблема очень важная, она уже давно стоит на повестке дня, и многие страны занимаются ей серьезно, вплотную. Этот проект базируется не на пустом месте – Европейской экономической комиссией уже была проделана серьезная работа по большим плотинам». Он также сообщил, что в проекте принимают активное участие не только различные международные организации, в частности, Евразийский банк развития и Международный фонд спасения Арала, но и российские ведомства, такие как МИД РФ и Ростехнадзор. «Россия уже очень много сделала. Наша задача – обменяться мнениями о том, чего уже удалось достичь, и как нам двигаться дальше, потому что этим проектом мы фактически только закладываем основы дальнейшей работы», обратился он к участникам семинара.

Член Исполкома Международного фонда спасения Арала Шухрат Талипов отметил большое значение гидротехнических сооружений для стран Центральной Азии, подчеркнув, что они являются одними из самых распространенных инженерных сооружений в регионе: «С их помощью решаются вопросы орошения земли, обеспечения населения питьевой водой, промышленного производства, гидроэнергетики, защиты от наводнений и достигаются другие важные цели. В этой связи обеспечение безопасности гидросооружений в регионе становится наиболее актуальной задачей, решение которой зависит от заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновений чрезвычайных ситуаций».

Представители стран региона отметили, что законы о безопасности ГТС пока приняты лишь в Узбекистане и Таджикистане, а специализированная институциональная система контроля используется только в Узбекистане. При этом очевидно, что Россия накопила в этой сфере значительный опыт, который может быть относительно легко адаптирован к Центральной Азии, поскольку практически все низконапорные гидроузлы IV класса в субрегионе были спроектированы и построены по советским техническим стандартам.

Основываясь на этом опыте, в рамках трехдневного семинара эксперты обменялись субрегиональным передовым опытом и практикой в этой области, обсудили вопросы двустороннего сотрудничества по обеспечению безопасности отдельных плотин и систем гидротехнических сооружений на трансграничных реках и рассмотрели возможность разработки единого подхода к оценке безопасности низконапорных гидроузлов IV класса. Это позволит определить законодательную базу, касающуюся низконапорных гидроузлов, классифицировать их по степени опасности и эффективности проведения превентивных ремонтных мероприятий и таким образом принять оптимальные управленческие решения по проведению ремонта или реконструкции, финансированию и обеспечению кадрами структур и организаций, ответственных за все этапы цепочки. Кроме того, в дальнейшем разработанная в рамках семинара методология сможет лечь в основу соответствующего программного обеспечения. Завершился семинар-тренинг посещением ГТС в Красногорском районе Московской области, где участники смогли на практике ознакомиться с использованием разработанной методологии для оценки безопасности малых ГТС.

Поделиться статьей